Галерея "ЛИН" представляет выставку "Импрессион". Еë составили работы семи молодых по сегодняшним меркам художников: живописцам от сорока с небольшим до двадцати с небольшим. Это потомственные художницы сëстры Александра и Мария Гавлины (Мария выступила куратором, но в еë отсутствие выставку представила Александра), Сергей Тригуб, Мария Муртазина, Денис Кузнецов, Милена Волобуева, Денис Молчанов, Илья Орлов.
Живописцев этих объединила жанровая тематика - пейзаж и натюрморт. И ещё - верность отечественной классической традиции, особенно в той части, где русские художники, воспитанники академической школы, выросли в продолжателей и в соперников основоположникам европейского авангарда. И ещё - собственная традиция их товарищеского круга: совместные выезды на этюды на легендарную "Академичку" - отметившую в этом году 140-летие "Академическую дачу" имени Репина под Вышним Волочком, старейший в России дом творческого отдыха.
Преимущественно выставку составляют работы небольшого формата. И вправду, многие из них родились как этюды, но изрядная их часть по проработке и глубине творческого поиска перешагнула за пределы простой тренировки глаза и руки. Таковы, например, картины Марии и Александры Гавлиных. Обе художницы заметно вдохновляются работами русских мастеров, переосмыслявших наследие импрессионизма уже в советские годы. Но если в пейзажах и натюрмортах Марии узнаваем перламутровый свет полотен Пименова, то в композициях Александры цвет широко растëрт по полотну, в манере Лентулова, Кончаловского (а в конце концов, не отрицает она, - в духе самого Гогена).
Мария Муртазина - художник иного жанра и техники. Это в буквальном смысле тонкий пейзажист, усердно работающий на этюдах тонкой кистью, находя в природе то умиротворяющие виды, привлекательные для последователей, к примеру, Поленова, то рериховский колорит разноцветного солнца на пугающем, невесть где найденном просторе - но смиряемый всë той же школой живописания негромкой русской природы.
Сергей Тригуб - несомненно сложившийся реалист-романтик. Пожалуй, представленные им русские пейзажи объединяет стремление узнаваемые предметы и природные фильтры - разный свет, разную висящую в воздухе влагу - пропустить через собственный умиротворяющий усилитель. Иногда "гладко пишет" - это обидная критика. Сергей Тригуб доказывает, что всё зависит от поставленной задачи и удачи еë выполнения. Разумная и интересная живопись (как и литература) не силится передать реальность, даже приправив сахаром (или другими вкусами). Она заостряет избранные художником черты - иногда через их смягчение.
Денис Молчанов - графический дизайнер, недавно вернувшийся к живописи и примкнувший к коллективу. На этой выставке только три его работы, но из них понятна задача, которую ставит художник, пока исходя из профессионального опыта (в обоих смыслах этого слова): нарочито узнаваемые элементы мастеров импрессионизма собрать в новые, простые, но самодостаточные произведения, в яркие гаммы щедро наложенных красок. Это тоже своë Впечатление: пропустить небольшой элемент повседневности через впечатление многим знакомого мастера.
Милена Волобуева - преподаватель живописи, проживающий со своими учениками первые взрослые шаги в искусстве. И в представленных ею пейзажах откровенна то этюдная сыроватость, незагрунтованность, "невтëртость", то наоборот - подчëркнутая проработанность, как у жутковатого Константина Васильева, задуманная проброшенность ярких, горячих красок, напоминающая усердных иллюстраторов - Георгия Юдина, Михаила Горелика.
К сожалению, наиболее зрелый из представленных живописцев - Илья Орлов - безвременно ушëл из жизни. На выставке представлены его натюрморты - близкие к западноевропейским образцам "до всяких измов" и к реальности, но фантастичные за счёт особых отношений автора со светом.
Самый молодой из представленных художников - Денис Кузнецов - даже смущается, когда в его работах ищут рифмы с известными мастерами, и уверяет, что сходство вышло непреднамеренным. Допустим, почему бы на этюдах не поработать над совсем небольшими пейзажами - отчего ж непременно искать здесь отсылку к мастеру миниатюрного пейзажа Похитонову?! А облака, быть может, и шагаловские, но проплывали они над Тверской губернией! А вот эта раскладка деревянных дома и мостков под лучами солнца на гамму разноцветных клавиш может и лентуловская, но просто хотелось поучиться у наставника!
"Я предлагаю посмотреть на само явление живописи под особым углом, - обращается к коллегам и зрителям Александра Гавлина. - Зрители обычно говорят: "Нравится - не нравится". Художники обсуждают вопросы техники. А меня всегда поражает, как живопись раскрывается отдельной, бесконечно разнообразной вселенной, с бесчисленным множеством путей для каждого художника, для любого темперамента".
Возможно, именно фигуративная, тем более близкая к классической традиции живопись лучше всего помогает понять, что изобразительное искусство - это многомерная система координат. Именно такая живопись - близкая к реальности, но бесконечно богатая вариантами еë преломления - может нагляднее всего представить математические идеи многовариантности, теоретическую допустимость неисчислимого множества развилок, а то и параллельных миров. И не нужно испытывать зрительского неудоумения или пренебрежения, авторского опасения и неудовлетворения, когда художник создаëт работу, в которой много узнаëтся от его предшественников, иногда причудливо сплавленных. Это художник заполняет ячейки, которые находятся в виду узнаваемых координат, но до него пустовали.
Дометий Завольский, историк-архивист, редактор ИНИОН РАН, писатель